Вопрос: Является ли логотип объектом авторского права? Каким образом лицо вправе распоряжаться правами на логотип, являющийся объектом авторского права? 

Ответ: Согласно п. 1 и п. 2 ст. 6 Закона Республики Беларусь от 17 мая 2011 г. № 262-З «Об авторском праве и смежных правах» (Закон об авторском праве) к объектам авторского права относятся произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведений, а также способа их выражения, и существующие в какой-либо объективной форме: письменной, устной, изображения (рисунок, эскиз, картина, карта, план, чертеж, кино-, теле-, видео-, фотокадр и др.), иной.

На основании ч. 1 п.5 ст. 6 Закона об авторском праве объектами авторского права являются, в том числе произведения изобразительного искусства, а также произведения дизайна.

Логотип может быть признан объектом авторского права, если он соответствует двум критериям охраноспособности: является результатом творческой деятельности и имеет объективную форму выражения.

Авторское право на произведение возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется соблюдение каких-либо формальностей (п. 1 ст. 8 Закона об авторском праве). При этом автором произведения является физическое лицо, творческим трудом которого оно было создано (абз. 2 ст.4 Закона об авторском праве).

По общему правилу автору в отношении его произведения принадлежат личные неимущественные и имущественные права, в том числе исключительное право.

Исключительное право на произведение означает право автора или иного правообладателя использовать произведение по своему усмотрению в любой форме и любым способом. При этом автору или иному правообладателю принадлежит право разрешать или запрещать другим лицам использовать произведение (ч. 1 п. 2 ст.16 Закона об авторском праве).

Для признания логотипа объектом авторского права необходимо наличие творческой, а не технической работы при его создании и выражение логотипа в объективной для восприятия форме, например, в форме рисунка. 

Ответ на вопрос о возможности распоряжения правами на логотип, являющийся объектом авторского права, зависит от наличия или отсутствия отношений автора с другими лицами по поводу создания и использования логотипа. Возможны три ситуации.

В случае если объект авторского права создан автором по заданию нанимателя или в порядке выполнения обязанностей, обусловленных трудовым договором, такой объект является служебным произведением (абз. 30 ст. 4 Закона об авторском праве).

В соответствии с п. 1 ст. 17 Закона об авторском праве авторское право на служебное произведение принадлежит его автору с учетом особенностей, установленных данной статьей, которые заключаются в том, что исключительное право на служебное произведение, в том числе право запрещать другим лицам использовать произведение, принадлежит нанимателю. За автором остаются только личные неимущественные права.

В случае если автор создал произведение по гражданско-правовому договору (договору о создании и использовании произведения, договору о выполнении работ, оказании услуг, включающему положения о принадлежности прав на созданный объект авторского права (смешанный договор)), вопрос о правообладателе, который вправе распоряжаться правами на произведение, будет решаться в соответствии с условиями такого договора. В договоре может быть предусмотрена уступка (передача) автором исключительного права заказчику или предоставление права использовать произведение заказчиком в определенном в договоре объеме. 

В случае отсутствия условий для признания произведения служебным объектом, либо объектом, созданным по гражданско-правовому договору, у автора с момента создания произведения возникает авторское право, что позволяет ему распоряжаться правами на произведение, в том числе запрещать его использование третьими лицами.

11.12.2023
Е.В.Янтикова, Н.А.Труханович (Ведущий специалист отдела законодательства в сфере авторского и смежных прав управления правового и кадрового обеспечения НЦИС)

Вверх