Вопрос: Можно ли аннулировать регистрацию товарного знака, сходного с фирменным наименованием?
Ответ: В соответствии с подп. 4.3 п. 4 ст. 5 Закона Республики Беларусь от 5 февраля 1993 г. № 2181-XII «О товарных знаках и знаках обслуживания» (Закон о товарных знаках) не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков в отношении однородных товаров обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с охраняемым в Республике Беларусь фирменным наименованием (отдельными элементами этого наименования), право на которое в Республике Беларусь возникло у другого лица ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака. При этом необходимо отметить, что в ходе экспертизы не проводится проверка на соответствие обозначения, заявленного на регистрацию в качестве товарного знака, указанному пункту Закона о товарных знаках. Однако, для того чтобы оспорить предоставление правовой охраны товарному знаку, сходному с фирменным наименованием, владелец такого фирменного наименования может подать возражение в Апелляционный совет при патентном органе. Следует отметить, что согласно нормам ст. 25 Закона о товарных знаках возражение в данном случае может быть подано только заинтересованным лицом. При этом обоснование заинтересованности должно быть указано в возражении. Как следует из нормы Закона о товарных знаках, для признания предоставления правовой охраны недействительным необходимо установить три факта:
1. право на фирменное наименование возникло ранее даты приоритета оспариваемого товарного знака. Для того чтобы подтвердить возникновение прав на фирменное наименование, как правило, в Апелляционный совет при патентном органе представляется документ, подтверждающий регистрацию юридического лица с соответствующим фирменным наименованием. Для юридических лиц Республики Беларусь таким документом является выписка из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Республики Беларусь. Следует отметить, что в Республике Беларусь охраняются также и фирменные наименования, зарегистрированные в государствах- участниках Парижской конвенции по охране промышленной собственности. В таком случае может быть представлен документ, подтверждающий регистрацию юридического лица в соответствующей стране;
2. рассматриваемые обозначения (оспариваемый товарный знак и противопоставленное фирменное наименование) тождественны либо сходны до степени смешения. При анализе сходства оспариваемого товарного знака с фирменным наименованием, как правило, учитывается индивидуализирующая часть фирменного наименования (не учитывается организационно-правовая форма). Сходство рассматриваемых обозначений оценивается в соответствии с законодательством по трем критериям: фонетическому, графическому и семантическому. При этом устанавливается, ассоциируются ли рассматриваемые обозначения друг с другом в целом;
3. товары и/или услуги, в отношении которых предоставлена правовая охрана оспариваемому товарному знаку, однородны деятельности, осуществляемой с использованием фирменного наименования. Для проведения анализа однородности необходимо установить, какую деятельность осуществляло юридическое лицо с использованием своего фирменного наименования на дату приоритета оспариваемого товарного знака. Иными словами, в отношении каких услуг (товаров) использовалось противопоставленное фирменное наименование. При этом важно отметить, что, так как охрана объектов интеллектуальной собственности носит территориальный характер, такое использование фирменного наименования должно осуществляться на территории Республики Беларусь.
Таким образом, предоставление правовой охраны товарному знаку может быть признано недействительным, если право на противопоставленное фирменное наименование возникло ранее, рассматриваемые обозначения сходны до степени смешения и товарный знак был зарегистрирован в отношении товаров (услуг), однородных товарам (услугам), которые были введены в гражданский оборот с использованием противопоставленного фирменного наименования.
12.2023
Т.П. Толканица (Начальник отдела досудебного урегулирования НЦИС)