Вопрос: Требуется ли регистрация договоров, по которым передается право на использование товарного знака, в рамках осуществления выставочной (рекламной) деятельности?
Ответ: Согласно положениям постановления Совета Министров Республики Беларусь от 21 марта 2009 г. № 346 «О регистрации лицензионных договоров, договоров уступки прав на объекты права промышленной собственности, договоров о залоге имущественных прав, удостоверяемых свидетельством на товарный знак, знак обслуживания, и договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга)» лицензионный договор о предоставлении права использования товарных знаков и знаков обслуживания (товарные знаки), охраняемых в Республике Беларусь, подлежит регистрации в Государственном реестре лицензионных договоров, договоров уступки и договоров залога прав на объекты интеллектуальной собственности Республики Беларусь.
Обращаем внимание, что для регистрации договоров в вышеуказанном реестре товарные знаки должны охраняться в Республике Беларусь, то есть пройти процедуру регистрации в Национальном центре интеллектуальной собственности (НЦИС).
Кроме того, регистрация лицензионных договоров, предусматривающих предоставление права на использование охраняемых в Республике Беларусь товарных знаков, которые имеют международную регистрацию, осуществляется Международным бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС).
В случае если обозначение не зарегистрировано ни по национальной процедуре, ни по международной, оно не может быть предметом лицензионного договора и такие договоры не подлежат регистрации в НЦИС и Международном бюро ВОИС.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона Республики Беларусь от 5 февраля 1993 г. № 2181-XII «О товарных знаках и знаках обслуживания» (Закон о товарных знаках) владелец товарного знака имеет исключительное право использовать товарный знак, может распоряжаться этим исключительным правом, а также вправе запрещать использование товарного знака другими лицами.
Использование товарного знака для индивидуализации товаров, в отношении которых зарегистрирован товарный знак, осуществляется в том числе путем применения товарного знака: 1) на товарах, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются или иным образом вводятся в гражданский оборот, хранятся, перевозятся или ввозятся на территорию Республики Беларусь в целях введения в гражданский оборот, а также на этикетках, упаковках таких товаров; 2) на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот; 3) при выполнении работ и (или) оказании услуг; 4) в рекламе, печатных изданиях, на вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках, проводимых в Республике Беларусь; 5) в глобальной компьютерной сети Интернет (в том числе в доменном имени, при иных способах адресации) (п. 1 ст. 20 Закона о товарных знаках). Использованием товарного знака может признаваться его использование с незначительными изменениями отдельных элементов, не влияющими на его различительную способность (п. 2 ст. 20 Закона о товарных знаках).
Право на использование товарного знака может быть предоставлено владельцем товарного знака (лицензиаром) другому лицу (лицензиату) по лицензионному договору в отношении всех или части товаров, для которых зарегистрирован товарный знак (п. 1 ст. 23 Закона о товарных знаках).
Таким образом, использование товарного знака в рамках осуществления выставочной (рекламной) деятельности также относится к использованию, перечисленному в ст. 20 Закона о товарных знаках. Для предоставления права использования товарного знака необходимо заключить лицензионный договор либо иной договор, содержащий существенные условия лицензионного договора, и зарегистрировать его в случаях, указанных выше.
Актуально на 05.2024
Д.В. Пчелинцева, НЦИС